Дмитрий Шостакович начал писать эту симфонию в Ленинграде в 1941 году. 34-летний профессор Ленинградской консерватории осаждал военкомат и требовал отправить его на фронт, но ему раз за разом ему отказывали. Как многие ленинградцы, Шостакович вступил в ополчение и дежурил на крышах, обезвреживая зажигательные бомбы. Кстати, когда Седьмая симфония прославила Шостаковича на весь мир, на обложке американского журнала Time он появился именно в образе пожарного — как символ борьбы с пламенем фашизма, охватившим мир.
Жил Шостакович прямо в консерватории. Все свободное от дежурств на крыше время он сочинял. Симфония — сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться», - пишет Шостакович в те дни своему другу. «Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», - скажет он позже.
Жил Шостакович прямо в консерватории. Все свободное от дежурств на крыше время он сочинял. Симфония — сложное музыкальное произведение, требующее от композитора высокой самоотдачи. «Сочиняю я с адской скоростью и не могу остановиться», - пишет Шостакович в те дни своему другу. «Я не мог поступить по-другому и не сочинить ее. Я всего лишь хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке», - скажет он позже.
Симфония No. 7 до мажор, соч. 60 "Ленинградская": I. Allegretto
Симфония No. 7 до мажор, соч. 60 "Ленинградская": II. Moderato poco allegretto
Симфония No. 7 до мажор, соч. 60 "Ленинградская": III. Adagio
Симфония No. 7 до мажор, соч. 60 "Ленинградская": IV. Allegro non troppo
8 июля 1941 г. Композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время учений пожарной команды из профессорско-преподавательского состава Ленинградской консерватории. Фото: Рафаил Мазелев/ТАСС
В октябре 1941-го Шостаковича с семьей (он был женат, воспитывал двоих маленьких детей) эвакуировали в Куйбышев (сейчас это Самара). 27 декабря 1941 года симфония была закончена.
Почему она Седьмая? Все просто: композиторы последовательно нумеруют свои произведения одного жанра. Это была седьмая по счету симфония Шостаковича. «Ленинградской» симфонию стали называть позже — с легкой руки Анны Ахматовой. Полностью она называется так: «Симфония №7 «Ленинградская» до мажор соч. 60» (60 — это порядковый номер в полном собрании сочинений автора).
Почему она Седьмая? Все просто: композиторы последовательно нумеруют свои произведения одного жанра. Это была седьмая по счету симфония Шостаковича. «Ленинградской» симфонию стали называть позже — с легкой руки Анны Ахматовой. Полностью она называется так: «Симфония №7 «Ленинградская» до мажор соч. 60» (60 — это порядковый номер в полном собрании сочинений автора).
Композитор Дмитрий Шостакович за рабочим столом. Фото: Георгий Петрусов/ТАСС
Симфония имеет классическую четырехчастную структуру. Теоретики музыки посвятили немало подробных трудов скрупулезному анализу симфонии. Мы же опишем это произведение кратко, чтобы даже далекий от симфонической музыки слушатель в общих чертах понимал, о чем эта музыка.
1 часть. Эпос, воспевающий мощь процветающей Страны Советов, мир и покой большой страны. Но вдруг гармония нарушается барабанной дробью, все более различимой: начинается эпизод нашествия фашизма. «Пляска ученых крыс под дудку крысолова»,- охарактеризовал Алексей Толстой этот момент. Далее музыка передает, как железная махина уничтожения сталкивается с отчаянным сопротивлением. В финале части мы будто слышим плач, крик. Это самая продолжительная часть.
2 часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.
3 часть. Величавое адажио. Реквием по погибшим, тема упоения жизнью и преклонения перед природой, «возрождение красоты из праха и пепла» (Алексей Толстой).
4 часть. Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы.
Состав оркестра:
- деревянные духовые: 4 флейты, 3 гобоя, 5кларнетов, 3 фагота;
- медные духовые: 8 валторн,6 труб, 6 тромбонов, туба;
- ударные: литавры, треугольник, 2 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, ксилофон;
- клавишные: фортепиано;
- щипковые струнные: 2 арфы;
струнные: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Общая длительность симфонии — около 68 минут.
Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм (не говоря уже о композиторском таланте).
1 часть. Эпос, воспевающий мощь процветающей Страны Советов, мир и покой большой страны. Но вдруг гармония нарушается барабанной дробью, все более различимой: начинается эпизод нашествия фашизма. «Пляска ученых крыс под дудку крысолова»,- охарактеризовал Алексей Толстой этот момент. Далее музыка передает, как железная махина уничтожения сталкивается с отчаянным сопротивлением. В финале части мы будто слышим плач, крик. Это самая продолжительная часть.
2 часть. Мягкое скерцо, затишье после битвы.
3 часть. Величавое адажио. Реквием по погибшим, тема упоения жизнью и преклонения перед природой, «возрождение красоты из праха и пепла» (Алексей Толстой).
4 часть. Неукротимая борьба и гнев, перемежаемый воспоминанием о павших, предвестие победы.
Состав оркестра:
- деревянные духовые: 4 флейты, 3 гобоя, 5кларнетов, 3 фагота;
- медные духовые: 8 валторн,6 труб, 6 тромбонов, туба;
- ударные: литавры, треугольник, 2 малых барабана, тарелки, большой барабан, там-там, ксилофон;
- клавишные: фортепиано;
- щипковые струнные: 2 арфы;
струнные: первые скрипки, вторые скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
Общая длительность симфонии — около 68 минут.
Симфонию Шостакович дописал, еще раз напомним, в конце 1942-го. До конца войны оставалось еще 2,5 года. Только представьте, какой силой духа надо было обладать, чтобы сочинить в это время симфонию, обличающую и приговаривающую фашизм (не говоря уже о композиторском таланте).
Где ее исполнили впервые
Исторически ленинградская премьера 9 августа 1942 года стала самой важной, символизирующей стойкость советского народа в целом и ленинградцев в частности. Но впервые Седьмая симфония прозвучала в Куйбышеве - 5 марта 1942-го. Ее исполнил находящийся в эвакуации оркестр Большого театра под управлением дирижера Самуила Самосуда. Исполнение транслировалось по радио и мгновенно стало мировым событием - о нем сообщили ведущие западные информационные агентства, а перед началом выступил сам Дмитрий Шостакович. В конце марта оркестр Самосуда исполнил симфонию в Москве.
Естественно, оркестры стран антигитлеровской коалиции заинтересовались сочинением. Партитуру пересняли на микропленку и переправили через линию фронта. 22 июня 1942 года (спустя ровно год после вторжения гитлеровских войск в СССР!) произведение исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда, а 19 июля — Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.
А в СССР было принято беспрецедентное решение: сыграть симфонию в городе, которому она посвящена. В городе в кольце фашистской блокады.
Естественно, оркестры стран антигитлеровской коалиции заинтересовались сочинением. Партитуру пересняли на микропленку и переправили через линию фронта. 22 июня 1942 года (спустя ровно год после вторжения гитлеровских войск в СССР!) произведение исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда, а 19 июля — Симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением дирижера Артуро Тосканини.
А в СССР было принято беспрецедентное решение: сыграть симфонию в городе, которому она посвящена. В городе в кольце фашистской блокады.
Карл Ильич Элиасберг
Фото: wikimedia.org
Фото: wikimedia.org
Как это было на самом деле
Оркестр Ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга оставили в городе, чтобы музыканты поднимали дух горожан. Но это получалось все хуже и хуже. Многие музыканты умерли от голода. «Репетиция не состоялась. Срабиан мертв. Петров болен. Боришев мертв. Оркестр не работает», - однажды записал Карл Элиасберг в журнале.
На первую репетицию возрождаемого оркестра удалось собрать 15 человек — при том, что требовалось 80. Через 15 минут ее пришлось прекратить: у музыкантов не было сил. Широко известен случай, как трубач не мог издать ни звука. Гобоистка Ксения Матус рассказывала, как принесла инструмент в починку, а мастер попросил в качестве оплаты принести ему кошечку. Но это было уже невозможно: всех кошек, равно как собак и птиц, в Ленинграде уже давно съели.
На первую репетицию возрождаемого оркестра удалось собрать 15 человек — при том, что требовалось 80. Через 15 минут ее пришлось прекратить: у музыкантов не было сил. Широко известен случай, как трубач не мог издать ни звука. Гобоистка Ксения Матус рассказывала, как принесла инструмент в починку, а мастер попросил в качестве оплаты принести ему кошечку. Но это было уже невозможно: всех кошек, равно как собак и птиц, в Ленинграде уже давно съели.
5 апреля оркестр дал свой первый концерт, все были воодушевлены. И вот в Ленинград спецсамолетом прибывает партитура Седьмой симфонии.
«Если бы не Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Хотя он тоже был дистрофиком, таким же голодным, как и мы, его на репетиции привозили на саночках, - пишет Матус. - Помню, как на первой репетиции он сказал: «Ну, давайте…», поднял руки, а они — дрожат… Так у меня и остался на всю жизнь перед глазами этот образ, эта подстреленная птица, эти крылья, которые вот-вот упадут, и он упадет…»
Тем не менее Элиасберг был строг, настойчив и требовал безукоризненной игры. Музыкантов искали по объявлениям, во фронтовых агитбригадах. Элиасбергу выдали велосипед, чтобы хоть как-то облегчить поиски. Наконец, состав был набран.
«Если бы не Элиасберг, не его напористый, героический характер, никакого оркестра, никакой симфонии в Ленинграде не было бы. Хотя он тоже был дистрофиком, таким же голодным, как и мы, его на репетиции привозили на саночках, - пишет Матус. - Помню, как на первой репетиции он сказал: «Ну, давайте…», поднял руки, а они — дрожат… Так у меня и остался на всю жизнь перед глазами этот образ, эта подстреленная птица, эти крылья, которые вот-вот упадут, и он упадет…»
Тем не менее Элиасберг был строг, настойчив и требовал безукоризненной игры. Музыкантов искали по объявлениям, во фронтовых агитбригадах. Элиасбергу выдали велосипед, чтобы хоть как-то облегчить поиски. Наконец, состав был набран.
Хлеб тогда выдавали по карточкам. Трупы людей, умерших прямо на улице, были привычным делом. От многих домов остались только руины. Вот на каком фоне предстояло репетировать героическую музыку. Оркестрантов поставили на довольствие и кормили обедами — впрочем, довольно скудными. Репетировали по 6 часов в день. За день до премьеры дирижер искал в Ленинграде хотя бы несколько картофелин, чтобы добыть из них крахмал и накрахмалить воротничок.
...9 августа 1942 года Большой зал Ленинградской филармонии был переполнен. Здание было ярко освещено. Накануне и в день концерта велась мощная артподготовка, чтобы к Ленинграду не прорвался ни один вражеский бомбардировщик. Исполнение симфонии транслировалось по радио и по громкоговорителям. Изнеможденные ленинградцы слушали героическую музыку, что стало невероятным событием и мощным ударом по боевому духу фашистских войск.
Когда оркестр стих, воцарилась мертвая тишина. И в следующий миг она взорвалась аплодисментами. Откуда-то возникла девочка, вручившая Элиасбергу скромный букетик цветов — страшную редкость в блокадном городе, где давно съели все хоть сколько-то съедобное. «Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», - вспоминала гобоистка Матус.
Когда оркестр стих, воцарилась мертвая тишина. И в следующий миг она взорвалась аплодисментами. Откуда-то возникла девочка, вручившая Элиасбергу скромный букетик цветов — страшную редкость в блокадном городе, где давно съели все хоть сколько-то съедобное. «Это был великий праздник. Все-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли», - вспоминала гобоистка Матус.
В числе зрителей в зале была 18-летняя на тот момент Ольга Кваде. «Было такое странное чувство, - вспоминала она в интервью BBC. - С одной стороны, блокада, смерти, голод… А с другой - филармония и сверкающие люстры. Единственное, мы боялись, что немцы начнут нас бомбить. Я думала: «Боже, позволь нам выслушать это до конца». С одной стороны, мне хотелось плакать, но в то же время было чувство гордости: «Черт побери, у нас есть оркестр! Мы в зале филармонии! Нас окружали немцы, они обстреливали нас, но мы испытывали чувство превосходства!».
В 1945 году Карла Элиасберга наградили Орденом Красной Звезды.
Выращивание овощей на Исаакиевской площади во время блокады города в ходе Великой Отечественной войны.
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС