Песни о Великой Отечественной

Полевая почта

Текст песни "Полевая почта"

Когда в кругу друзей мы вспоминаем

О годах нашей жизни боевой,

Один из первых тостов поднимаем

Мы за здоровье почты полевой.

Пусть хлещет дождь, окопы заливая,

На всей земле сухого места нет –

Когда приходит почта полевая,

Солдат теплом далёким обогрет.

Кто был на фронте, на переднем крае,

Тот оправдает и поймёт бойца,

Который, смерть и пули презирая,

Готов плясать при виде письмеца.

Морозом и жарою опалённый,

Четыре года шёл войной боец,

А следом фронтовые почтальоны

Несли приветы от родных сердец.

В селе далёком плачет мать от счастья,

Узнав, что сын здоровый и живой.

Ей эту весть сквозь битвы и ненастья

Приносит треугольник полевой.

Бегут года, но мы не забываем

О верном друге жизни фронтовой

И тост, друзья, с любовью поднимаем

Мы за здоровье почты полевой.


Автор слов: Наум Давыдович Лабковский.

Композитор: Юрий Абрамович Левитин.

1948-1949г.

По словам певца-ветерана Иосифа Давыдовича Кобзона (рожд. 1937), исполнившего в прямом эфире 5 мая 2015 года на радиостанции «Комсомольская правда» эту песню, «Полевая почта» создана в 1948 году поэтом-песенником Наумом Давыдовичем Лабковским (1908 – 1989) и композитором Юрием Абрамовичем Левитиным (1912 – 1993). А популярным её исполнителем был, да и остаётся в записях певец и актёр Марк Наумович Бернес (1911 – 1969).

Чем же дорога ветеранам Великой Отечественной войны эта послевоенная песня? Обратимся к Википедии по истории полевых почт.

В России словосочетание «полевая почта» впервые появилось в мае 1712 года. Окончательно закреплено почти 300 лет назад в 1716 году Воинским уставом Петра Первого, в котором находился раздел «О чине полевой почты».

В 1710-х годах в ходе Северной войны из столиц к фронту и местам стоянок русских войск прокладывались временные военно-полевые линии «спешной связи», носившие название «почта в полки». Связь на линиях обслуживали драгуны. Впоследствии они были заменены гражданскими ямщиками.

Во время Великой Отечественной войны ежемесячно только в действующую Красную армию доставлялось 70 миллионов писем. В годы войны основная переписка шла между родными на фронте и родными в тылу.

Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении и проч. Для этого была создана военная цензура. Все письма с фронта в обязательном порядке просматривались, любые спорные места вымарывались чёрной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».

Письма либо открытки, адресованные в армию и брошенные в почтовый ящик тылового города, сначала отправлялись в гражданское отделение связи, оттуда – в тыловой военно-сортировочный пункт. Затем в почтовом вагоне они отправлялись на фронтовой военно-почтовый пункт, оттуда – на военно-почтовую базу армии, далее – в дивизию, полк, батальон и, наконец, попадали адресату.

В СССР пересылка корреспонденции с фронта (кроме посылок) производилась бесплатно. Конверты были в дефиците, потому письма складывались простым треугольником. Конверт-треугольник – обычно тетрадный лист бумаги, сначала загнутый справа налево, потом слева направо. Оставшаяся полоса бумаги (поскольку тетрадь не квадратной, а прямоугольной формы) вставлялась, как клапан, внутрь треугольника. Готовое к отправке письмо не заклеивалось – его всё равно должна была прочитать цензура; почтовая марка была не нужна, адрес писался на наружной стороне листа.

А вот отыскать адресата на передовой, вручить ему весточку из дома, от любимой, которая ждёт бойца, поднять таким письмецом ему настроение – это была важная и нужная работа фронтовых почтальонов.

О военных письмоносцах сложено несколько известных песен:

– «В путь» («А для тебя, родная, есть почта полевая…» Авторы – поэт Михаил Александрович Дудин (1918 – 1993) и композитор Василий Павлович Соловьёв-Седой (1907 – 1979);

– «Последнее письмо» («Ты получишь письмо, как обычно, без марки, солдатское…» Авторы – поэт Михаил Спартакович Пляцковский (1935 – 1991) и композитор Серафим Сергеевич Туликов (1914 – 2004);

– «Песня о полевой почте (Памяти погибших в Афганистане)» («С чем там почта к тебе полевая в дом стучится?..») барда Александра Моисеевича Городницкого (рожд. 1933);

– «Полевая почта», о которой идёт этот рассказ.

Заслужили военные письмоносцы почёта и наград! Они выполняли свой долг в любую погоду, под огнём противника, как и их братья – военные водители и корреспонденты, которым уже стоят памятники. И вот 7 мая 2015 года, накануне празднования 70-летия Великой Победы, в Воронеже рядом со зданием Главпочтамта на проспекте Революции устанавливается Памятник фронтовому почтальону! Памятник увековечит подвиг экспедитора-почтальона ефрейтора Ивана Леонтьева, который доставлял под шквальным огнем письма в годы Великой Отечественной войны на передовые позиции Воронежского фронта. Аналогов монументу нет в России.

В мае 1943 года Иван Леонтьев был награжден медалью «За отвагу», а последнее письмо от него пришло домой в январе 1944 года.

Во время Великой Отечественной войны почтальоны были для многих солдат единственной ниточкой, связывающей с далеким домом, семьёй, родными и близкими. Фронтовые почтальоны зачастую рисковали собственной жизнью, доставляя долгожданные «треугольники писем» на передовую и обратно. Многие из них геройски погибали, при исполнении обязанностей. Эти солдаты, до конца исполнившие свой долг, навсегда остались на той войне. Подвиг всех фронтовых почтальонов останется в нашей памяти. Вечная слава героям Великой Отечественной войны
День Победы
Made on
Tilda