"Вещая Судьба" (Пророческая судьба) Александра Розенбаума рассказывает историю о загадочном старике, который захватывает внимание повествователя и вызывает размышления о природе судьбы. В тексте описывается, как старик блуждает по разным пейзажам, кажется, не замечая условий вокруг него.
Текст песни "Вещая судьба"
Заплутал, не знаю где…
Чудо чудное глядел:
По холодной, по воде,
В грязном рубище
Через реку, через миг
Брёл, как посуху, старик —
То ли в прошлом его лик,
То ли в будущем…
Позамёрзшая межа,
А метели всё кружат…
Я глазами провожал,
Слышал сердца стук.
Одинока и горба,
Не моя ли шла судьба?
Эх, спросить бы… Да губа
Онемела вдруг…
Полем, полем, полем,
Белым, белым полем дым.
Волос был чернее смоли —
Стал седым.
А старик всё шёл, как сон,
По пороше босиком,
То ли вдаль за горизонт,
То ли в глубь земли…
И темнела высота,
И снежинки, петь устав,
На его ложились стан,
Да не таяли…
Вдруг в звенящей тишине
Обернулся он ко мне,
И мурашки по спине
Ледяной волной —
На меня смотрел… и спал…
«Старче, кто ты?» — закричал,
А старик захохотал,
Сгинув с глаз долой.
Не поверил бы глазам,
Отписал бы всё слезам,
Может, всё, что было там,
Померещилось…
Но вот в зеркале, друзья,
Вновь его увидел я.
Видно, встреча та моя
Всё же вещая.
Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 35 альбомов, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».
Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.
В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна — профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.
В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.
Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.
В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша — исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.
Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.
В первом куплете "Вещая судьба" повествователь наблюдает, как старик переходит реку в рваной одежде, неуверенный, представляет ли он собой образ из прошлого или взгляд в будущее. Упоминание о замерзшей границе и вихрях символизирует препятствия и неопределенности, с которыми сталкивается в жизни. Повествователь задается вопросом, может ли этот одинокий и сутулый образ быть его собственной судьбой, оставляя его с неразрешенными вопросами.
Припев, с повторением фразы "Полем, полем, полем белым, белым полем дым", служит метафорой для прохождения времени. Переход волос старика с черных на седые отражает процесс старения и превращение юношеской энергии в мудрость.
Во втором куплете продолжается путешествие старика, разворачивающееся среди падающего снега и убывающего дневного света. Снежинки, оседающие на нем, не тают, подчеркивая загадочную и эфирную природу старика. Внезапно он поворачивается к повествователю в момент глубокого молчания, вызывая озноб. Когда его спрашивают о его личности, старик только смеется и исчезает из виду.
Повествователь начинает сомневаться в своем восприятии реальности. Он размышляет, было ли это плодом его воображения или действительно пророческой встречей со своей судьбой. Упоминание о том, что он снова видит старика в зеркале, предполагает, что эта встреча была не просто иллюзией, а значимым и важным опытом.
В конечном счете, "Вещая Судьба" исследует темы неопределенности, прохождения времени и загадочной природы судьбы. Он побуждает к саморефлексии и задает вопросы о роли судьбы в формировании нашей жизни.