Мы используем cookies, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Александра

Поскольку столь любимая многими нашими соотечественниками песня «Александра» впервые прозвучала в фильме «Москва слезам не верит», то ни у кого не возникнет сомнений в том, что данная композиция была написана целенаправленно для этой киноленты. Иначе говоря, возникновение замечательной песни неразрывно связано с историей создания фильма, которая была весьма непростой, а потому заслуживает особого внимания.
Всё началось с конкурса, для которого Валентин Черных всего за две с половиной недели сочинил сценарий фильма с названием «Дважды солгавшая». В данном творческом состязании Чернов вышел победителем, однако никого из маститых режиссёров его киноистория, приобретённая Мосфильмом, не заинтересовала. Лишь после того, как сценаристу подсказали обратиться к Владимиру Меньшову, отметившемуся работой над фильмом «Розыгрыш», дело будто бы стало сдвигаться с мёртвой точки. Откровенно говоря, начинающий режиссёр тоже особого творческого подъёма при ознакомлении с сюжетной линией, сочинённой Черновым, не ощутил и только по прошествии времени всё же обнаружил в сценарии «изюминку», которая его «зацепила» и подтолкнула к дальнейшей деятельности. Меньшов сразу уведомил драматурга, что текст необходимо существенно переработать, однако неуступчивый Черных от каких-либо переделок категорически отказался. Теперь уже Владимиру Валентиновичу, который увлёкся данной работой, пришлось самому вносить значительные изменения в сюжет. Он ввёл новых героев, затем уже существующим персонажам изменил профессии, а также придумал целый ряд бытовых сцен. В конечном итоге первоначальный сценарий Меньшов увеличил на треть.
Далее перед режиссёром встала следующая задача - подбор актёров. Здесь возникла новая проблема. Те, кого Владимир Валентинович хотел бы видеть в главных ролях, наотрез отказывались от этой работы. Одни высказывались о будущем фильме, как о скучной мыльной опере, а другие не хотели сниматься у начинающего режиссёра.
Когда все трудности с актёрским составом наконец-то были решены, и работа над кинолентой шла полным ходом, перед Меньшовым возник новый вопрос: кто украсит фильм созвучной сюжету музыкой? На киностудии ему предлагали композиторов, но режиссёр их отвергал: возможно не мог добиться от сочинителей того, что ему было нужно. Лишь после рекомендации одного из музыкальных редакторов обратиться к барду Сергею Никитину, проблема оказалась решённой. Режиссёр попросил композитора сочинить всего пару песен, одна из которых должна обязательно посвящаться Москве и стать лейтмотивом картины. Вот с этого момента и начинается тоже довольно замысловатая история всенародно любимой песни.
Для сочинения текста композиции Никитин попросил пригласить учёного биолога и талантливого барда Дмитрия Сухарева, на стихи которого создал не одну песню. Поэта сразу познакомили со сценарием и объяснили, что от него хотят. Сухарев не заставил долго ждать результата и через несколько дней предоставил стихи, которые весьма удивили как композитора, так и режиссёра. Дело в том, что в поэтическом тексте упоминалось не имя главной героини, которую звали Екатерина, а её дочери Александры. На вопрос, почему не Катерина, а Александра, Дмитрий Антонович ответил, что таким образом он перебросил мост из прошлого в будущее, а помимо того имя Александра для песни более мелодичное. В конечном итоге стихи поэта были одобрены, а вот музыка у композитора никак не получалась. Сергей сочинял одну версию за другой, однако его жене Татьяне, с которой он должен был исполнять песню в фильме, все эти варианты не нравились. Лишь шестая редакция композиции получилась красивой и романтичной, а самое главное идеально подчёркивающей настрой картины. Впрочем, когда песню стали укладывать на кадры фильма, оказалось, что сочинённых куплетов маловато, то есть необходимо дописать ещё один. И вновь возникла проблема: Сухарев уехал за границу, а режиссёра торопили сроки. Выход из этого сложного положения нашёл Сергей Никитин. За помощью он обратился к своему другу Юрию Визбору. Выдающийся бард без промедления откликнулся на просьбу и не только сочинил недостающий куплет, но и кое-что подправил в тексте Сухарева. Когда Дмитрий Антонович вернулся в Москву и обнаружил, что его творение изрядно отредактировано, он не на шутку рассердился и даже серьёзно обиделся на Визбора. Помирить давних приятелей удалось лишь режиссёру. Меньшов объявил, что в начале фильма будет использована композиция Сухарева, а в заключительных кадрах картины вариант Визбора. После такого решения барды примирились, а их дружба после данного недоразумения стала ещё крепче.
Премьера фильма «Москва слезам не верит» состоялась в декабре 1979 года. В следующем году она приобрела огромную популярность у зрителей, а 1981 году была удостоена премии «Оскар». Прозвучавшая в киноленте песня «Александра» сразу приобрела любовь аудитории и незамедлительно «ушла в народ».

ТЕКСТ ПЕСНИ "АЛЕКСАНДРА"

Не сразу всё устроилось,
Москва не сразу строилась
Словам Москва не верила,
А верила любви.
Снегами запорошена,
Листвою заворожена,
Найдёт тепло прохожему,
А деревцу земли.
Припев:
Александра, Александра,
Этот город наш с тобою.
Стали мы его судьбою,
Ты вглядись в его лицо.
Что бы ни было в начале,
Утолит он все печали.
Вот и стало обручальным
Нам Садовое кольцо. (- 2 раза)
Москву рябины красили,
Дубы стояли князьями,
Но не они, а ясени
Без спросу наросли.
Москва не зря надеется,
Что вся в листву оденется,
Москва найдёт для деревца
Хоть краешек земли.
Припев:
Александра, Александра,
Что там вьётся перед нами?
Это ясень семенами
Крутит вальс над мостовой.
Ясень с видом деревенским
Приобщился к вальсам венским.
Он пробьётся, Александра,
Он надышится Москвой.
Москва тревог не прятала,
Москва видала всякое,
Но беды все и горести
Склонялись перед ней.
Любовь Москвы не быстрая,
Но верная и чистая,
Поскольку материнская
Любовь других сильней.
Припев:
Александра, Александра,
Что там вьётся перед нами?
Это ясень семенами
Крутит вальс над мостовой.
Ясень с видом деревенским
Приобщился к вальсам венским.
Он пробьётся, Александра,
Он надышится Москвой.

Made on
Tilda