Мы используем cookies, чтобы пользоваться сайтом было удобно
Вторая Новосибирская гимназия

"Оттепель" 1953 - 1964

Школьный онлайн - музей
Музыка

    «Оттепель» (процесс демократизации в СССР)

    «Оттепель», принятое в литературе наименование процесса определённой демократизации общественной и внутрипартийной жизни в СССР, связанного с проводимой в 1-й половине 1950–1960-х гг. под руководством Н. С. Хрущёва политикой десталинизации под лозунгом «возвращения к ленинизму». Название «оттепель» связано с одноимённой повестью И. Г. Эренбурга (написана в 1953, опубликована в 1954).
    Ход «оттепели»
    Одно из наиболее важных явлений «оттепели» – реабилитация жертв политических репрессий. Первоначально она касалась лиц, осуждённых на послевоенных судебных процессах (например, по «Ленинградскому делу» и делу Еврейского антифашистского комитета), вскоре приобрела масштабный характер, однако длилась недолго и не коснулась видных партийных и государственных деятелей, пострадавших за оппозиционные взгляды (осуждены в 1930-е гг. в ходе политических процессов в СССР 1920-х – начала 1950-х гг.; реабилитированы в конце 1980-х гг.). В сентябре 1953 г. Верховный суд СССР получил право пересматривать по протесту Генерального прокурора СССР решения упразднённых внесудебных органов – коллегий Объединённого государственного политического управления, «троек» Народного комиссариата внутренних дел СССР, Особого совещания при Коллегии ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление) СССР – НКВД (Народный комиссариат внутренних дел) СССР. В 1954 г. образована Центральная комиссия Прокуратуры Министерства внутренних дел СССР по пересмотру дел на лиц, осуждённых за «контрреволюционные преступления» и находившихся в лагерях, колониях, тюрьмах и в ссылке на поселении, аналогичные комиссии образованы на местах. В 1954–1961 гг. реабилитированы (в том числе посмертно) свыше 737,1 тыс. человек. Началась реабилитация лиц и народов, пострадавших в ходе массовых репрессий в СССР 1920-х – начала 1950-х гг., в 1956–1957 гг. приняты решения о восстановлении национальной автономии репрессированных калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов, предусматривавшие их возвращение и устройство в местах прежнего проживания.

    Явлениями «оттепели», равными по значимости реабилитации, были критика культа личности [впервые о её необходимости заявил Г. М. Маленков на заседании Президиума Центрального Комитета (ЦК) КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) 10 марта 1953] и кампания осуждения репрессивной политики И. В. Сталина, развернувшаяся после закрытого доклада Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» на XX съезде КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) (1956). Они привели к некоторой демократизации внутрипартийной жизни. После длительного перерыва стали регулярно созываться пленумы ЦК КПСС (Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза), в новый партийный Устав (1961) включено положение о коллективности руководства как непременном условии деятельности партийных организаций, обновился состав руководящих органов партийных комитетов за счёт более молодых кадров, специалистов с высшим образованием.

    У большей части советского общества осуждение сталинизма породило надежды на жизнь без страха, некоторые люди восприняли его как сигнал к переоценке ценностей, казавшихся незыблемыми, вплоть до критики социалистического строя (впервые публично заявили о себе диссиденты), для других оно было неприемлемым.

    Результатом определённого ослабления цензуры стал выход в свет произведений ряда не публиковавшихся ранее репрессированных писателей (И. Э. Бабеля, Артёма Весёлого, И. И. Катаева, О. Э. Мандельштама, П. Д. Маркиша, Т. Ю. Табидзе и др.), а также некоторых писателей и поэтов, чьё творчество не отвечало требованиям социалистического реализма (А. А. Ахматовой, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой и др.).
    Печатались публицистические статьи и художественные произведения, в которых ставились революционные по меркам того времени вопросы об искажении действительности в литературе и искусстве, о социально-нравственных последствиях сталинизма, о бюрократизации советского общества и иные, среди них – «Об искренности в литературе» В. М. Померанцева (1953), «В родном городе» В. П. Некрасова (1954), «Собственное мнение» Д. А. Гранина, «Рычаги» А. Я. Яшина, «Свет в окне» Ю. М. Нагибина, «Не хлебом единым» В. Д. Дудинцева (все – 1956). Большая часть такого рода произведений опубликована в журнале «Новый мир», который под руководством А. Т. Твардовского (главный редактор в 1950–1954 и в 1958–1970) взял курс на освобождение человека от «пут опасений, страха, подозрений» и в значительной степени способствовал формированию общественного мнения. Особо значимым явлением стала публикация в этом журнале (с личного разрешения Н. С. Хрущёва) повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына (1962), открывшей в советской литературе тему ГУЛАГа (написанные в 1954–1973 В. Т. Шаламовым «Колымские рассказы» опубликованы в СССР лишь в 1988–1990). В 1958 г. ЦК КПСС признал несправедливой оценку ряда композиторов (Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина и др.) как представителей антинародного формалистического направления в искусстве, содержавшуюся в постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г.

    Илья Эренбург с книгой «Оттепель». 1957.
    Фото: Давид Шоломович / РИА новости
    Атмосфера «оттепели» способствовала формированию особой субкультуры «шестидесятников». Она была представлена творчеством поэтов, писателей, драматургов, режиссёров, художников; среди них – Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский; В. П. Аксёнов, Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, Ю. В. Бондарев, Г. Я. Бакланов, В. Н. Войнович, А. М. Володин, В. С. Розов, В. А. Солоухин, В. А. Чивилихин; Г. Н. Данелия, О. Н. Ефремов, Ю. П. Любимов, А. А. Тарковский, Г. Н. Чухрай, М. М. Хуциев, А. В. Эфрос; А. Т. Зверев, Э. И. Неизвестный, П. Ф. Никонов.

    В научный оборот были введены новые массивы исторических документов, расширился спектр исследовательских тем. На страницах научных обществоведческих журналов развернулись дискуссии по таким проблемам, как роль личности и народных масс в истории, характер противоречий в социалистическом обществе, периодизация истории советского общества и др. В ходе обсуждения этих и многих других проблем делались первые робкие попытки преодолеть идеологические стереотипы разработанного под руководством И. В. Сталина учебника «История ВКП(б). Краткий курс» (1938), который являлся концептуальной основой советской исторической науки. В ряде изданий по-новому решались многие исторические проблемы, выходили многотомные научные труды («Всемирная история», с 1956, «История Великой Отечественной войны Советского Союза», с 1960, «Очерки истории исторической науки в СССР», т. 1–4, 1955–1966), справочные издания («Философская энциклопедия», с 1960, «Советская историческая энциклопедия», с 1961, и др.).

    Открытка с эмблемой VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. 1957.
     Фото: РИА новости
    Советское общество стало более открытым, начали развиваться международные культурные и научные контакты. В 1954 г. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1957 г. в Москве прошёл VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Проявлением «оттепели» стали также заявления советского руководства об изменениях внешнеполитической доктрины, которые в целом сводились к отказу от идеи мировой пролетарской революции и замене её концепцией «мирового революционного процесса». Осенью 1959 г. Н. С. Хрущёв первым из советских руководителей посетил США, выступил на Генеральной Ассамблее Организации Объединённых Наций. Признаком «оттепели» во взаимоотношениях СССР со странами социалистического лагеря стало восстановление в 1955 г. дипломатических отношений с Югославией, что означало признание её права самостоятельно выбирать ту или иную модель социализма. На XX съезде КПСС (Коммунистической партии Советского Союза) в качестве идеологической новации был выдвинут тезис о многообразии форм перехода стран к социализму. Политика десталинизации способствовала росту оппозиционных движений в странах Восточной Европы, кульминацией которых стали антисоветские демонстрации в Польше и Венгерское восстание 1956 г. Обострились взаимоотношения с Коммунистической партией Китая, негативно воспринявшей критику в адрес И. В. Сталина.
    Политические границы «оттепели»
    Руководство КПСС, проводя политику демократизации, вместе с тем обозначало допустимые границы критики, речь могла идти только о сталинском периоде.

    В июле 1954 г. принято закрытое постановление ЦК КПСС (Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза) «Об ошибках редакции журнала "Новый мир"», в котором линия журнала осуждалась как политически вредная. В декабре 1956 г. всем партийным комитетам разослано закрытое письмо ЦК КПСС (Центральный комитет Коммунистической партии Советского Союза) «Об усилении политической работы партийных организаций в массах и пресечении вылазок антисоветских, враждебных элементов». В нём назывались многочисленные примеры распространения среди молодёжи, интеллигенции и некоторых коммунистов критики не только культа личности И. В. Сталина, но и партии в целом и даже социализма. Отмечалось влияние на общественное сознание высказываний амнистированных и реабилитированных лиц, «злобно» настроенных против советской власти, подчёркивалось, что партия всегда вела и впредь будет вести непримиримую и решительную борьбу против антисоветских элементов.

    На многочисленных встречах Н. С. Хрущёва с интеллигенцией, в официальных документах (например, в постановлениях ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» от 30 июня 1956 и «О журнале "Вопросы истории"» от 9 марта 1957) подтверждалась незыблемость марксистско-ленинской идеологии, социалистического идеала, руководящей роли КПСС во всех областях жизни, подчёркивалось, что, критикуя «неправильные стороны деятельности Сталина, партия боролась и будет бороться со всеми, кто будет клеветать на Сталина...».
    Критической проработке, осуждению за отступление от принципов партийности науки и искусства подверглись многие писатели, художники, учёные. В 1957 г. Н. С. Хрущёв обвинил В. Д. Дудинцева в клевете на советский строй, в 1962 г. грубо раскритиковал произведения художников-авангардистов [1 декабря на выставке в Манеже, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, 17 декабря на встрече с деятелями литературы и искусства в Доме приёмов ЦК КПСС на Ленинских горах (ныне Воробьёвы горы)].
    Никита Хрущёв на выставке «30 лет Московского отделения Союза художников СССР» в Манеже. 1962.
    В 1958 г. Б. Л. Пастернак был исключён из Союза писателей СССР и подвергнут травле в печати и на различных собраниях за публикацию за рубежом романа «Доктор Живаго» (Милан, 1957). Не было пересмотрено разгромное постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» от 14 августа 1946 г. (отменено в 1989), несмотря на ожидания творческой интеллигенции после идеологической реабилитации композиторов. Под лозунгом преодоления «религиозных пережитков» в 1958 г. усилилось (после затишья в Великую Отечественную войну 1941–1945) наступление на Русскую православную церковь, достигнув особой силы в 1960–1961 гг.
    Завершение «оттепели»
    По поводу даты завершения «оттепели» в историографии нет единого мнения. Чаще её связывают со смещением в 1964 г. Н. С. Хрущёва и с приходом к руководству партией и государством Л. И. Брежнева. Ряд исследователей, однако, полагают, что «оттепель» закончилась в 1968 г. после подавления «Пражской весны».

    Критический настрой по отношению к советскому строю, советской идеологии или к их отдельным негативным чертам остался в массовом сознании, проявился в нелегальной и полулегальной форме – в деятельности диссидентов, публикациях самиздата и др.
    Если вы нашли ошибку на сайте сообщите нам об этом
    Made on
    Tilda