Мы используем cookies, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Песня о друге

1960 год в жизни Владимира Высоцкого отмечен окончанием Школы-студии МХАТ и получением диплома, в котором было записано, что он получил квалификацию - «актёр драмы и кино». Ещё в школе, участвуя в театральном кружке, Высоцкий горел желанием посвятить себя этой профессии, но по настоянию родителей, получив аттестат, подал документы в строительный институт. Такое отступничество от мечты длилось недолго, так как после первого семестра он покинул МИСИ и стал готовиться к поступлению в театральный ВУЗ, по окончании которого был распределён в театр имени Пушкина. Однако у начинающего актёра не всё складывалось удачно: его внешние данные и хрипловатый голос совсем не привлекали режиссеров, а потому Владимир поначалу практически оставался без работы.
Такая творческая нереализованность Высоцкого находила отдушину в поэзии, а после того как он впервые услышал в магнитофонной записи композиции Булата Окуджавы, Владимир сделал вывод, что стихотворный текст чрезвычайно усиливается мелодией и звуком музыкального инструмента. Вскоре стали появляться его первые песни. Наряду с этим молодой артист не отчаивался и пробовал себя на различных московских театральных сценах, например в «Современнике», «Театре миниатюр» и в театре на Таганке, который с 1964 года стал его главным храмом Мельпомены.  Параллельно с театральной деятельностью он понемногу снимался в кино, но поначалу играл второстепенных героев, которые на зрителя особого впечатления не производили. Вот и в 1966 году начинающие режиссёры выпускники ВГИКа Борис Дуров и Станислав Говорухин пригласили Владимира сыграть роль второго плана в киноленте «Вертикаль».
Этот фильм, сюжет которого был основан на реальных событиях, рассказывал о мужестве альпинистов. Высоцкому досталась роль поющего радиста, изначально предназначавшаяся Юрию Визбору, к тому времени уже довольно известному автору и исполнителю собственных песен. Отважный альпинист и тренер по горнолыжному спорту, он удачно прошёл пробы, но неожиданно отказался от съёмок. В последний момент роль была предложена Высоцкому, который помимо этого должен был сочинить песни для фильма. Дело в том, что сценарий, полученный режиссёрами на киностудии, был весьма посредственным, и это признавала вся съёмочная группа, заранее не верившая в успех данного фильма. Говорухин и Дуров, чтобы спасти киноленту, решили украсить её соответствующими песнями.
Так, в начале съёмок, ожидая винтокрылую машину, Высоцкий, будучи весьма общительным человеком, познакомился и разговорился с человеком, который, как выяснилось, был консультантом фильма и естественно опытным альпинистом – Леонидом Елисеевым. Вертолёт задерживался, и ничего не оставалось, как развлекаться дружеской беседой, которая естественно была посвящена горам. Разговор начался с вопроса Высоцкого: чем Леонида привлекают горы? В ответ актёр услышал, что, во-первых, это притягательная красота: увиденная однажды, она не забывается никогда. Во-вторых человек в горах может познать не только самого себя, но и тех, кто находится рядом, так как чем сложней и драматичней ситуация, тем ярче проявляются волевые и моральные человеческие качества. Именно в связке альпинист проходит настоящую проверку, явно демонстрирующую, кто на самом деле есть кто. Затем Елисеев поведал Владимиру в мельчайших подробностях историю одного восхождения, в котором Леонид был руководителем группы, состоящей из шести человек. При восхождении на вершину Доппах, получилась весьма опасная ситуация: откололась часть скалы. Один из альпинистов, несмотря на то, что имел большой опыт, не смог с собой справиться и, испугавшись, закричал. В результате всем членам команды грозила гибель, и только счастливая случайность помогла альпинистам, идущим в связке остаться в живых. Потрясённый услышанным рассказом Елисеева, Высоцкий за одну ночь написал песню о дружбе, пронизанную романтизмом горной тематики и повествующую о том, что по настоящему постичь силу человеческих взаимоотношений можно только в случае смертельной опасности.
Уже утром возбуждённый Владимир заглянул в номер Елисеева и попросил скорее зайти к нему. В комнате Высоцкого на журнальном столике лежал исписанный лист, который актёр поближе подвинул к себе и, взяв гитару, стал петь песню, начинающуюся словами «Если друг оказался вдруг». Закончив композицию, которая произвела на профессионального альпиниста большое впечатление и впоследствии стала ключевой в кинофильме «Вертикаль», Владимир объявил Елисееву, что Леонид является соавтором, ведь именно его рассказ послужил воодушевляющей основой. Вечером следующего дня песня была представлена всей съёмочной группе.
Стоит отметить, во время работы над кинокартиной актёры вместе с консультантами фильма, которые были опытными альпинистами, жили в палатках под ледником. Вечерами они собирались у костра, где разговоры и рассказы большей частью были посвящены теме гор и альпинизма. Например, в то же самое время при восхождении на соседнем пике «Вольная Испания», случилась экстремальная ситуация, в результате которой один альпинист, чтобы спасти своих друзей перерезал верёвку, и сам погиб. Эта трагическая новость близко к сердцу была принята съёмочной группой. Одна из палаток актеров моментально преобразилась в травмпункт для раненых, но спасённых альпинистов. Все эти драматические события, происходящие во время работы над фильмом, подвигли Высоцкого на создание для «Вертикали» ещё нескольких песен, которые впоследствии станут настолько популярными, что их буквально разберут на цитаты, а имя автора прославят на всю страну.

ТЕКСТ ПЕСНИ "ПЕСНЯ О ДРУГЕ"

Если друг оказался вдруг
И не друг, и не враг, а — так
Если сразу не разберёшь
Плох он или хорош
Парня в горы тяни — рискни
Не бросай одного его
Пусть он в связке в одной с тобой
Там поймёшь, кто такой
Если парень в горах не ах
Если сразу раскис — и вниз
Шаг ступил на ледник — и сник
Оступился — и в крик
Значит рядом с тобой — чужой
Ты его не брани — гони
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют
Если ж он не скулил, не ныл
Пусть он хмур был и зол, но шёл
А когда ты упал со скал
Он стонал, но держал
Если шёл он с тобой, как в бой
На вершине стоял хмельной
Значит, как на себя самого
Положись на него!
Если шёл он с тобой, как в бой
На вершине стоял хмельной
Значит, как на себя самого
Положись на него!
Made on
Tilda