Мы используем cookies, чтобы пользоваться сайтом было удобно

Вещая судьба

"Вещая Судьба" (Пророческая судьба) Александра Розенбаума рассказывает историю о загадочном старике, который захватывает внимание повествователя и вызывает размышления о природе судьбы. В тексте описывается, как старик блуждает по разным пейзажам, кажется, не замечая условий вокруг него.
Александр Яковлевич Розенбаум
Надо приложить немало усилий, чтобы среди современников найти тех, кто никогда не слышал имя Александра Розенбаума и никогда не слышал хотя бы одной из его песен. Если на каком-нибудь мероприятии присутствует человек с гитарой, его после исполнения своего репертуара всегда спросят: «А «Вальс-бостон» знаешь? А про уток, ну, где любить — так любить, стрелять — так стрелять?». Это ли не народное признание творчества артиста, поэта, композитора и певца Александра Розенбаума, который написал более 800 песен и стихов, выпустил 35 альбомов, снялся в семи художественных и нескольких документальных фильмах. Деятельность Александра Розенбаума оценена присвоением ему в 2001 году звания «Народный артист России».

Александр Яковлевич Розенбаум родился 13 сентября 1951 года в Ленинграде, в семье студентов-однокурсников 1-го Медицинского института Якова Шмарьевича Розенбаума и Софьи Семёновны Миляевой, профессиональная деятельность которых впоследствии была связана только с медициной, что в значительной степени предопределило выбор профессии врача и их сыном Александром.

В 1956 году в семье Розенбаумов родился младший сын Владимир, которого, к сожалению, уже нет в живых. В памяти Александра Розенбаума – лучшие годы общения с братом в детстве, юности и старшем возрасте. С 1975 года Александр Яковлевич Розенбаум состоит в браке с Еленой Викторовной Савшинской. Их дочь Анна — профессиональный переводчик, выйдя замуж, подарила им четырёх замечательных внуков.

В детстве Александр Розенбаум не получил элитарного воспитания, он – продукт обычной советской интеллигентной семьи. Относительная свобода действий и выбора явились залогом его развития как многогранной личности. Единственным давлением со стороны матери было обучение Александра в музыкальной школе, за что он бесконечно благодарен ей.

Александр начал заниматься музыкой с пятилетнего возраста, окончил музыкальную школу по классу фортепиано, в последствии – вечернее музыкальное училище по классу джазовой аранжировки.

В музыкальной школе Саша учился неохотно, как, впрочем, все нормальные мальчишки, которых больше привлекал двор и дворовое братство. Обучение музыке родители считали частью общего образования, и лишь бабушка, Анна Артуровна, сразу разглядела в нем свои нереализованные таланты и говорила: «Саша — исключительный». Бабушка была самым дорогим человеком в жизни Саши, настоящим другом. Общение с ней изменило отношение к музыке, которая стала для Александра такой же неотъемлемой частью жизни, как дыхание.

Талант, конечно, от Бога, толчки же к творчеству – от талантливых людей. В 13 лет на Сашу произвела сильное впечатление игра пианиста джазового ансамбля на танцах, куда он попал случайно, придя к бабушке на работу. Тапёр милостиво пустил за клавиши, играли в четыре руки. Это был такой восторг, что Саша уселся за рояль надолго, как оказалось, на всю жизнь. Вторым толчком стало знакомство с известным гитаристом Михаилом Мининым – соседом бабушки по коммунальной квартире, который показал Саше основные аккорды и, как будто, потянул за струны его души, да так, что с гитарой Александр больше не расставался никогда, обучаясь игре самостоятельно и оттачивая мастерство терпением, талантом и временем. В 16 лет появились и первые стихи, рифмы на школьные и домашние темы непроизвольно рождались в сознании юноши. Это были первые шаги к созданию собственных песен.


В первом куплете "Вещая судьба" повествователь наблюдает, как старик переходит реку в рваной одежде, неуверенный, представляет ли он собой образ из прошлого или взгляд в будущее. Упоминание о замерзшей границе и вихрях символизирует препятствия и неопределенности, с которыми сталкивается в жизни. Повествователь задается вопросом, может ли этот одинокий и сутулый образ быть его собственной судьбой, оставляя его с неразрешенными вопросами.
Припев, с повторением фразы "Полем, полем, полем белым, белым полем дым", служит метафорой для прохождения времени. Переход волос старика с черных на седые отражает процесс старения и превращение юношеской энергии в мудрость.
Во втором куплете продолжается путешествие старика, разворачивающееся среди падающего снега и убывающего дневного света. Снежинки, оседающие на нем, не тают, подчеркивая загадочную и эфирную природу старика. Внезапно он поворачивается к повествователю в момент глубокого молчания, вызывая озноб. Когда его спрашивают о его личности, старик только смеется и исчезает из виду.

Повествователь начинает сомневаться в своем восприятии реальности. Он размышляет, было ли это плодом его воображения или действительно пророческой встречей со своей судьбой. Упоминание о том, что он снова видит старика в зеркале, предполагает, что эта встреча была не просто иллюзией, а значимым и важным опытом.
В конечном счете, "Вещая Судьба" исследует темы неопределенности, прохождения времени и загадочной природы судьбы. Он побуждает к саморефлексии и задает вопросы о роли судьбы в формировании нашей жизни.



Текст песни "Вещая судьба"

Заплутал, не знаю где…

Чудо чудное глядел:

По холодной, по воде,

В грязном рубище

Через реку, через миг

Брёл, как посуху, старик —

То ли в прошлом его лик,

То ли в будущем…

Позамёрзшая межа,

А метели всё кружат…

Я глазами провожал,

Слышал сердца стук.

Одинока и горба,

Не моя ли шла судьба?

Эх, спросить бы… Да губа

Онемела вдруг…

Полем, полем, полем,

Белым, белым полем дым.

Волос был чернее смоли —

Стал седым.

А старик всё шёл, как сон,

По пороше босиком,

То ли вдаль за горизонт,

То ли в глубь земли…

И темнела высота,

И снежинки, петь устав,

На его ложились стан,

Да не таяли…

Вдруг в звенящей тишине

Обернулся он ко мне,

И мурашки по спине

Ледяной волной —

На меня смотрел… и спал…

«Старче, кто ты?» — закричал,

А старик захохотал,

Сгинув с глаз долой.

Не поверил бы глазам,

Отписал бы всё слезам,

Может, всё, что было там,

Померещилось…

Но вот в зеркале, друзья,

Вновь его увидел я.

Видно, встреча та моя

Всё же вещая.

Made on
Tilda